Известное на весь мир сооружение, украшенное квадригой, стало символом объединения Германии и падения Берлинской стены. Ни один визит в главный немецкий город не обходится без посещения грандиозной арки, изображение которой выгравировано на монетах достоинством 20 и 50 евроцентов.
В XVIII веке в Берлине ещё сохранились части защитной конструкции — таможенной стены. Она окольцовывала город и насчитывала 14 проходов. До наших дней дошли только Бранденбургские ворота (первоначальное название — "Ворота мира"), построенные в период с 1788 по 1791 год во время правления кайзера Вильгельма Фридриха II (Friedrich Wilhelm II von Preußen). По его указу архитектор Карл Готтгард Лангганс (Carl Gotthard Langhans) возвёл сооружение — арку, скопированную с парадного мемориального входа афинского Акрополя. Дорога через неё вела в Бранденбург (Brandenburg) — город, давший название западному въезду в столицу.
В 1793 году на вершину сооружения поместили квадригу, спроектированную немецким художником и скульптором Иоганном Готфридом Шадовым (Johann Gottfried Schadow). У колесницы, управляемой богиней мира Эйреной, своя история: в 1806 году Наполеон, завоевав Берлин и получив ключи от города, в знак своего триумфа демонтировал квадригу и в качестве трофея привез её во Францию.
Через 8 лет, после поражения армии великого Корсиканца, колесница торжественно вернулась на своё законное место, а богиня, именуемая теперь Викторией, получила железный крест, увенчанный лавровым венком и знаком прусской власти — орлом. Между 1814 и 1919 годами проезд через центральную арку был разрешён только королевской династии, послам других государств и представителям семьи генерала Карла Пфуля (Karl Ludwig August Friedrich von Phull). В 1933 году у величественного сооружения сторонники Гитлера (Adolf Hitler) приветствовали факелами своего вождя, ознаменовав тем самым начало тёмного периода истории страны.
В 1945 году над триумфальной аркой развевалось знамя победы СССР, а в 1957 году был поднят флаг ГДР. Спустя 4 года в результате переговоров стран Варшавского договора началось строительство Берлинской стены (Berliner Mauer) — укреплённого земляными рвами оборонительного сооружения длиной 44,75 км, которое разделило город на две части.
В это трагическое время Бранденбургские ворота располагались на запретной территории. Доступ на неё был разрешен только восточногерманским пограничникам. Каменное строение олицетворяло собой раскол некогда единой страны на два государства и разъединение семей, члены которых оказались по разные стороны границы. Её пересечение грозило немедленной смертью. Падение стены в декабре 1989 года вновь открыло доступ к историческому памятнику, ставшему символом мира и свободной Германии.
Самая известная берлинская достопримечательность представляет собой триумфальную арку, находящуюся на месте пересечения двух центральных районов — Тиргартен (Tiergarten) и Митте (Mitte). С западной стороны к Воротам примыкает Площадь 18 марта (Platz des 18. Maerz), с восточной — Парижская площадь (Pariser Platz).
Материалом для строительства послужили каменные блоки, облицованные саксонским песчаником. Высота сооружения — 26 м, ширина — 65,5 м. Конструкция состоит из двух рядов колонн толщиной 11 м, размещённых на шести опорах, формирующих пять сквозных проходов. Изначально по обеим сторонам Бранденбургских ворот были установлены постройки для таможенных и военных нужд. В 1867-1868 годах их заменили открытыми портиками и выровняли с аркой.
Всю конструкцию венчает шестиметровая медная квадрига — четвёрка лошадей, управляемая крылатой богиней Викторией. В её руках — жезл с изображением креста, орла и лавровых листьев. Взор победительницы направлен на восток. В северном крыле, в бывшем караульном помещении, находится "Зал тишины" (Raum der Stille). Цель его создания — напоминание людям о трагических страницах истории Германии.
Возведение арки положило начало новой эпохи, отражающей изменение архитектурного облика города, в котором до XVIII столетия господствовало барокко. Ворота стали первым строением в стиле немецкого классицизма. В качестве модели для него были взяты образцы архитектуры греческой и римской античности. Имитация древности видна в оформлении центральной части композиции, характеризующейся шестью 15-метровыми дорическими рельефными колоннами. Диаметр их основания составляет 1,75 м. Конструктивно колонны отличаются от классических афинских прототипов тем, что внутри укреплены массивной несущей кладкой.
В нишах проёмов расположены статуи воинствующего Марса и сидящей на троне Минервы с копьём. Перекрытия, аттик и внутренние стены украшают аллегорические гравюры, иллюстрированные изображениями мифических сцен подвигов Геракла и войн фессалийского племени лапифов с кентаврами. По замыслу автора, Иоганна Шадова, героические темы должны вызывать ассоциацию со временем правления монарха Фридриха Вильгельма II, превратившего Пруссию в могущественное государство.
Бомбы Второй мировой войны нанесли архитектурному шедевру значительный урон. Больше всего пострадала квадрига. Её остатки были отправлены на склад западноберлинской фирмы "Ноак" (Noack). В 1950 году правительства Восточной и Западной Германии — хотя и не без трений — договорились о совместной реставрации, которая завершилась только через шесть лет.
В 1958 году арку вновь украсила колесница, отлитая по оригинальным слепкам. Обновлённая квадрига лишилась важной детали — железного креста с изображением возведённого на престол прусского орла. Инициаторами удаления этих регалий стали представители власти восточной части Германии. В их глазах крест символизировал нацистский режим.
Свой трофей победоносная Виктория вернула только после объединения страны, состоявшегося в 1989 году. Однако радость воссоединившихся немцев была так велика, что в новогоднюю ночь 1989-1990 года поспособствовала падению многострадальной квадриги. А ещё через год исторические ворота были вновь закрыты на восстановление, которое осуществлял частный фонд защиты монументов и памятников, затратив на это 4,3 млн евро.
Основное внимание реставраторы сосредоточили на усилении жёстких конструкций. Кроме того, с помощью новой лазерной установки были устранены затемнения, образовавшиеся на западной стороне сооружения. В День единства (Tag der Deutschen Einheit), 3 октября 2002 года, состоялось торжественное открытие памятника. В настоящее время достопримечательность вновь находится под угрозой. Строительство новой ветки метро, проходящей под сооружением, послужило причиной трещины на одной из колонн.
В целях сохранения фасада из песчаника от выхлопных газов, в 2002 году Сенат Берлина закрыл для транспорта прилегающую к Бранденбургским воротам территорию. В пешеходную зону превращена и Парижская площадь, имеющая форму квадрата. В настоящее время триумфальная арка и вновь построенные рядом здания представляют собой единый ансамбль.
Справа и слева от Ворот расположены симметричные дома Либермана (Max Liebermann Haus) и Зоммера (Sommer Haus), возведённые по образцу полностью разрушенных сооружений, созданных прусским архитектором Фридрихом Штюлером (Friedrich August Stüler). Классический стиль утерянных строений копирует и один из самых роскошных отелей ФРГ — "Адлон" (Hotel Adlon Kempinski).
На южной стороне рядом с гостиницей можно увидеть стеклянный фасад Академии искусств (Akademie der Künste) и отделение Дрезднер-банка (Dresdner Bank), автором здания которого является выдающийся архитектор современности — американец Фрэнк Гери (Frank Owen Gehry). Ансамбль замыкает построенное в 2008 году Посольство США (Botschaft der USA). На севере с аркой соседствуют Музей Кеннеди (Das Museum The Kennedys) и Посольство Франции (Französische Botschaft). Украшают Парижскую площадь два фонтана-близнеца.
Сейчас знаменитая достопримечательность — не только обязательный пункт туристической программы путешественников. Здесь несколько раз в год собираются сотни тысяч жителей и гостей столицы Германии. Их цель — участие в важнейших событиях, таких как государственные праздники, спортивные мероприятия, встреча Нового года и бесплатные гала-концерты.
Адрес: Pariser Platz, 10117 Berlin.
Официальная страница: https://www.berlin.de/sehenswuerdigkeiten/3560266-3558930-brandenburger-tor.html